Российская розничная сеть «Связной» займётся продажами iPhone по прямому контракту с Apple, сообщает газета «Коммерсантъ». В статье содержится много любопытной информации, включая статистику по долям производителей на рынке, итоги памятного разбирательства с ФАС, а также цифры по продажам iPhone у операторов.
Начнём как раз с цифр. В 2008 году «большая тройка» заключила контракты с Apple на поставку iPhone: МТС и Билайн обязались продать по полтора миллиона устройств за три года, а МегаФон — один миллион за два года. Во всех трёх случаях план выполнить не удалось, причём совсем. Так, МТС к концу 2011-го реализовал «лишь 28,6% плана», переведя на счета Apple в общей сложности 289 миллионов долларов. Оператор даже опасается, что Apple теперь предъявит какие-то санкции. В свою очередь, Билайн к марту 2011 года продал чуть более трети от намеченного количества аппаратов — а оставшиеся 958 тысяч пообещал сбыть до наступления апреля 2013-го (!).
Но. Несмотря на гигантские сложности при продажах, договор с Apple ценен для операторов — он приносит прибыль! У МТС договор истёк 31 марта этого года, однако компания жаждет его продлить. МегаФон? У третьего члена «большой тройки» продажи тоже не заладились, тоже возможны санкции, и оператор не стал продлевать контракт.
Итого остаётся два дистрибьютора, но отныне их снова три с учётом «Связного». Вообще, это второй случай в мире, когда Apple заключает подобный договор с оператором (первым счастливчиком стал британский Carphone Warehouse). Что сподвигло компанию на повторное увеличение числа прямых поставщиков? Итоги разбирательства Федеральной антимонопольной службы — вот что. МТС и Билайн уличили в сговоре с целью удержания цен на iPhone 4 и оштрафовали на 16 и 18 миллионов рублей соответственно. Возможно, в Купертино надеются, что «Связной» окажется чист на руку.
Основная идея нашего сотрудничества с Apple — не заработать большую маржу на iPhone, которая, кстати, одна из самых невысоких на рынке, а получить возможность привлечения клиентов к сопутствующим аксессуарам, сервисам и тарифным предложениям, а также к экосистеме Apple — контенту App Store.
«Связной» получает право на прямые розничные продажи в статусе премиум-реселлера, а Билайн и МТС продолжают заведовать оптовыми продажами. Все остальные игроки, включая re:Store, закупаются через них.
Наконец, что касается долей на рынке смартфонов. В Евросети говорят, что доля Apple к началу осени составила 2,9% — это ниже, чем у Fly с её 4,4%.
Что с Apple ни делай, пока он приходит в Россию не вовремя и стоит дорого, покупать его будут мало.
У МТС более приятная статистика. Apple на пятом месте после Samsung, Nokia, Sony Ericsson и HTC.
Будет любопытно узнать, каких успехов добьётся «Связной», имея на руках ценный контракт. И добьётся ли вообще. [коммерсантъ]
Источник: