Dev Story Колыбельные. История о первом опыте

ТЕКСТ: РОМАН ЮДКИН Это история разработки полезного мобильного приложения, разработанного заботливыми молодыми родителями для других заботливых молодых родителей и их маленьких детишек. «Колыбельные для iPhone и iPad» [Freemium, iTunes link] – продукт, сделанный с душой и верой в успех. В этой статье я расскажу обо всех этапах создания приложения, начиная с идеи, заканчивая результатами продвижения.

Надеюсь, этот текст окажется полезным всем начинающим разработчикам.
Сейчас уже сложно вспомнить как возникла идея сделать приложение именно с колыбельными. При поиске интересных приложений для своей маленькой дочери я столкнулся с тем, что действительно хороших колыбельных в апп сторе то и нет. А поскольку моя жена является профессиональным музыкантом и автором песен, то идея быстро сформировалась в решение. В итоге через 9 месяцев(!) на свет появились “Колыбельные для iPhone и iPad“.

Подготовка

Вообще, я никогда раньше не занимался приложениями для iOS, мой основной род занятий – разработка под веб. Но мы с партнером все-таки решили попробовать себя в этом. Я выступил в качестве продюсера проекта, мой партнер – в качестве дизайнера, а жена, будучи профессиональным музыкантом, взяла на себя всю музыкальную часть. Программиста мы привлекли со стороны.

Итак, колыбельные. Для того, чтобы составить конкуренцию существующим приложениям, необходимо было выпустить приложение, обладающее ощутимыми преимуществами.

Во-первых, в качестве бизнес-модели мы выбрали “freemium” – бесплатное приложение с возможностью покупки дополнительных колыбельных. Это снимает тот психологический барьер, который не позволяет многим пользователям скачивать приложения в App Store.

Во-вторых, авторы приложений с колыбельными идут по легкому пути, размещая надерганные из разных мест чужие треки, которые различаются по стилистике и уровню громкости. Не говоря уже о том, что исполняют их разные люди. К тому же, как правило, нарушаются авторские права. Поэтому мы решили создать собственные аранжировки и самостоятельно записать вокал для всех колыбельных, чтобы все треки звучали в едином стиле. А поскольку моя жена является профессиональным музыкантом, автором песен и вокалисткой, этот фронт работ был надежно прикрыт. Собственно, если бы не это обстоятельство, возможно, мы бы не решились делать именно это приложение.

А это моя жена Настя в момент записи песен для приложения 🙂

В-третьих, одной из главных функций нашего приложения является режим “караоке”. Все колыбельные состоят из двух звуковых дорожек: отдельно аранжировка и отдельно голос (это решение пришлось в последствии поменять, но об этом позже). Пользователь может отключить голосовую дорожку для любого трека, чтобы спеть своему ребенку самостоятельно. Но и это еще не все: мы добавили режим записи голоса. Пользователь имеет возможность записать свой голос к любому из треков и в дальнейшем он накладывается на аранжировку вместо вокала певицы.

Вообще, я считаю, что мобильное приложение нужно ориентировать сразу на несколько рынков. Но сама идея этого приложения ограничивала нас только российским апп стором т.к. колыбельные на русском языке вряд ли будут пользоваться успехом за границей. Хотя сейчас мы уже подумываем о переводе песен на английский язык. Возможно, это сработает.

Разработка

Начали мы с проектирования интерфейса и составления тех.задания. Прототипы были сначала грубо набросаны на бумаге, затем доработаны в цифровом виде.

Оглядываясь назад, можно сказать, что некоторые решения были в итоге реализованы не так как спроектированы. В процессе тестирования мы пересмотрели некоторые вещи, которые были продуманы не лучшим образом. Но ТЗ было расписано очень подробно, чтобы у программиста не возникло много вопросов. Описали даже анимацию элементов. После этого приступили к дизайну. Напомню, что дизайн делал мой партнер. Все внешние расходы были сведены к минимуму т.к. мы вкладывали в проект собственные средства. Поиск стиля занял некоторые время: первые варианты был сильно далеки от того, что нужно.

Мы ориентировались в основном на женскую аудиторию, поэтому дизайн должен был быть теплым и душевным. Было сделано около 5-6 вариантов, прежде чем мы нащупали верный стиль.

Чуть позже мы подготовили дизайн iPad-версии. Изначально планировалось сделать как вертикальную, так и горизонтальную ориентацию. Но в последствии от горизонтальной ориентации мы отказались так как посчитали этот функционал необязательным.

Параллельно жена занималась музыкальной частью. Нам предстояло решить несколько важных вопросов:

Мы понимали, что колыбельные должны быть известные, чтобы привлечь покупателей. С другой стороны, нам не хотелось нарушать авторские права или платить за них большие деньги. Первым делом мы обратились в РАО для получения стоимости приобретения прав на использование музыки и текста некоторых известных колыбельных. Переписка длилась очень длительное время и конкретный ответ от них мы получили только тогда, когда для нас это уже было не актуально. Видимо, их поставила в тупик модель монетизации через мобильное приложение и они не знали как оценивать стоимость прав в этом случае. К тому же выкупить у них права полностью (и на текст, и на музыку) оказалось невозможно – практически по всем колыбельным они могли предоставить только что-то одно. А за вторым нужно было обращаться непосредственно к правообладателям или их наследникам. В итоге, в приложение мы включили две песни собственного сочинения, одну народную колыбельную, а также известную “Спи, моя радость, усни”, которая не охраняется авторским правом аж с 1842 года. Еще одна народная колыбельная осталась в запасе для будущих апдейтов. В качестве единственной бесплатной песни была выбрана именно “Спи, моя радость, усни” по причине того, что ее знает каждый.

Читайте также  App Store + HD iCrosss

Благодаря тому, что у жены есть связи в музыкальной сфере, нам удалось найти великолепного аранжировщика, который качественно и за приемлемую для нас стоимость сделал аранжировки, запись голоса и сведение. Сложность задачи заключалась в том, что нужно было сделать аранжировки в едином стиле, но чтобы каждая песня имела свой собственный характер. С чем, на наш взгляд, он отлично справился. Единственная проблема была в том, что мы поторопились и сначала записали вокал до того, как были готовы аранжировки. Потом пришлось его перезаписывать т.к. он не подходил.

Результат нашей работы можно послушать на soundcloud (4 трека по ссылке):

Неожиданно много времени занял поиск подходящего разработчика. Конечно же, вопрос стоимости был для нас одним из самых важных. Я разместил описание на free-lance.ru, а также на разных форумах. Около месяца я общался с потенциальными кандидатами. Разброс цен и квалификации были очень велики. Вариант долевого участия мы не рассматривали, хотя это могло снизить стоимость. Мне хотелось выбрать идеального кандидата, в результате чего процесс сильно затянулся. Но в итоге долгие поиски завершились выбором небольшой региональной студии, которая показала гибкость и заинтересованность в проекте.

В нашем приложении присутствует возможность скачивать дополнительные треки, для этого нам была необходима серверная часть. Чтобы не писать ее самостоятельно, мы воспользовались сервисом Urban Airship, который взимает по $0.10 за каждое скачивание. У них есть и безлимитные тарифные планы с фиксированной абонентской платой, но слишком дорогие. Кроме поддержки IAP они предлагаю Push notifications. В итоге стоимость серверной части для нас свелась к нулю. Самое интересное то, что буквально за месяц до готовности нашего приложения Apple объявил о выходе iOS6 и появилась возможность хранить non-consumable purchases на сервере Apple. Однако, для этого нужно было компилировать приложение на Xcode 4.5, а такие приложения пока нельзя было отправлять в App Store. Ждать до выхода iOS6 в октябре мы не хотели, поэтому продолжили интеграцию с Urban Airship. Но сейчас мы уже планируем переход на хранение файлов на Apple.

Еще одной проблемой, которую нам предстояло решить, стала рассинхронизация звуковых дорожек. В нашем приложении каждая колыбельная представлена двумя звуковыми дорожками: отдельно минусовка и отдельно голос певицы. В режиме “по-умолчанию” эти две звуковые дорожки включаются параллельно. Однако иногда дорожки рассинхронизировались и из-за этого возникала неприятная задержка голоса или наоборот, минусовки. Решение проблемы найдено не было, в итоге пришлось немного переделывать логику: вместо голосовой дорожки мы использовали “плюс”, т.е. минус и голос. А механику переделали на раздельное включение дорожек: либо минус, либо плюс, но не одновременно. Таким образом рассинхронизацию удалось обойти, однако в случае с записью голоса пользователя и дальнейшим наложением ее на минус, проблема остается, хотя это уже и не так заметно.

Очень много времени ушло на создание файлов разметки для караоке. Я размечал тексты по слогам, чтобы добиться максимального попадания в голос певицы. На создание каждого файла уходило 1-2 дня, учитывая подгонку по миллисекундам, расставление переносов строк и отладку на устройствах. Для разметки текстов я использовал бесплатную утилиту mp3DirectCut. Кроме этого, для iPad мы делали отдельные файлы т.к. количество символов в строке на экране айфона и айпэда было разное. В свою очередь, программист потратил около двух недель на создание механизма караоке (закрашивания букв и движения строк).

Читайте также  Стив Джобс запретил продавать себя

Для сбора статистики мы используем Google Analytics. Эта система удобна всем, кроме того, что по понятным причинам невозможно отследить откуда пришел пользователь, установивший приложение. Эта информация очень бы помогла при анализе эффективности рекламной кампании.

В общей сложности на разработку ушло два месяца и еще один месяц на доскональное и тщательное тестирование. Однако, несмотря на это, все равно запустились с парой багов и пришлось срочно выпускать апдейт. Приложение было размещено в апп сторе с первого раза, без единого комментария со стороны review team и довольно быстро – через 7-8 дней после отправки на review. Апдейт – примерно через столько же.

Что касается дальнейшего развития, все будет зависеть от того, как пойдут продажи. Но уже сейчас понятно, что необходимо делать поддержку пятого айфона, а также возможность прослушивать короткие версии колыбельных перед покупкой. Кроме этого, хочу оптимизировать приложение по весу, т.к. этому аспекту не уделялось внимание и есть подозрение, что можно прилично ужаться. И, самое главное, добавлять новые треки, хотя бы раз в месяц.

Продвижение

Прежде, чем начать продвижение, мы с партнером прочитали огромное количество историй разработки и продвижения. У большинства независимых разработчиков бюджет сильно ограничен. У нас ситуация аналогичная, поэтому наш план продвижения содержал только самый необходимый набор активностей.

Во-первых, мы серьезно подошли к тем элементам, которые человек видит в апп сторе в первую очередь. Сделали яркую и минималистичную иконку, подготовили “продающие” нестандартные скриншоты и лаконичное информативное описание.

Кстати, со следующим апдейтом мы планируем обновить иконку, сделав ее еще проще, ярче и привлекательнее.

В названии приложения мы использовали ключевое слово “колыбельные”, таким образом повысив свое место в результатах поиска. Тщательно подошли к подбору ключевых слов. В результате наше приложение выводится на втором месте по запросу “колыбельные”. Кроме этого, у профессионального копирайтера был заказан пресс-релиз для рассылки по разным сайтам.

Для приложения был создан промо-сайт с информацией о приложении, обратной связью и разделом для прессы. В разделе для прессы мы разместили пресс-кит, в который вошли пресс-релиз, скриншоты приложения, иконка и 30-ти секундные превью всех треков. Эти же превью были размещены и на главной странице в виде виджета soundcloud. Сайт посещается очень мало т.к. отовсюду мы отправляем людей не на него, а сразу в апп стор, но на мой взгляд, он должен присутствовать обязательно. Кроме этого, я завел страницу на фейсбуке, но без нее можно вполне обойтись.

Просматривая dev story на этом сайте, я заметил, что многие публикуют видео-презентации своих приложений. Я тоже решил это сделать, тем более видео монтаж является одним из моих хобби. Для решения этой задачи я использовал программу Reflections, которая позволяет отправлять видео-поток с айфона на mac через airplay и там записывать его. По пути к цели пришлось преодолеть несколько препятствий, например, отсутствие мака, поддержку только айфона 4s, нерабочую windows-версию этой программы и даже внезапное прерывание записи в тот момент, когда приложение делало проверку на наличие наушников. Но в итоге нам удалось сделать сносный скринкастинг, который потом был смонтирован в премьере. Результат перед вами:

Что касается непосредственно самого продвижения, мы использовали два основных инструмента: рассылка пресс-релизов и размещения обзоров на профильных сайтах.

Для рассылки пресс-релиза я обратился в , информация о котором несколько раз проскакивала на этом сайте. Некоторые очень позитивно отзывались о результатах работы этого агентства, поэтому я тоже решил попробовать. Стоимость услуги вполне приемлемая – $100, в нее входит написание пресс релиза и, собственно, рассылка. Качество текста меня не устроило, поэтому я предоставил свой пресс-релиз. Про результаты их работы писать не буду, чтобы никого не расстраивать. Если вкратце, то они совсем .

Основной упор я сделал на размещение обзоров на специализированных сайтах. Сначала я составил список подходящих по тематике сайтов, в основном тех, которые связаны с apple-тематикой, а также сайтов для мамочек. После этого заготовил стандартное письмо с предложением разместить обзор и начал рассылать. По большому счету, есть только 3-4 сайта, которые дадут реальный приток посетителей, но лучше охватить побольше. Каждый из сайтов требует индивидуального подхода. Некоторые размещают обзоры только за деньги, некоторые требуют, чтобы текст обзора был эксклюзивным, на некоторых можно разместиться самостоятельно, а некоторые вообще не ответили. В итоге, из всего списка я выбрал 8 сайтов, включая iPhones.ru.

Читайте также  Apple улучшает Карты в iOS 6

Результаты

Рекламная кампания еще продолжается и об окончательных результатах говорить пока рано, но уже можно подвести промежуточные итоги.

Первая неделя не принесла каких-либо ощутимых результатов, поскольку мы начали раскрутку не сразу. Как я уже писал, в первом релизе обнаружилась пара серьезных багов и мне не хотелось, чтобы знакомство пользователей с приложением началось с этого. Тем не менее, приложение засветилось в новинках и люди начали его скачивать. Через несколько дней мы отправили на рассмотрение апдейт и я осторожно “подкинул дровишек”, разместив обзоры на некоторых сайтах “второго эшелона”. С этого момента количество скачиваний поднялось в 3 раза. В день выхода первого апдейта наш обзор вышел на трех ресурсах, и мы получили резкий скачок количества скачиваний. На следующий день вышел обзор на iPhones.ru и количество установок увеличились еще в два раза (итого в 6 раз!) и одновременно мы оказались в топе апп стора. В течение пяти дней мы удерживали первое место среди бесплатных приложений в категории Музыка. В общем рейтинге среди всех категорий нам удалось подняться до 24 места. Если бы показатели загрузок и покупок оставались на таком же уровне, то мы бы окупили приложение уже через 3 месяца, но боюсь, что в ближайшее время установки пойдут на спад и установятся на каком-то небольшом уровне. Об этом говорят почти все графики продаж других приложений, которые я видел.

На сегодняшний день у нас около 30000 установок. На первый взгляд это число кажется большим, но конверсия составляет около 2%, что является довольно низким показателем. Возможно, это связано со стоимостью трех дополнительных треков, которую я установил в размере $1.99. Через некоторое время можно будет поэкспериментировать с ценой. Что касается выбранной модели freemium, я также не могу оценить насколько правильным был этот выбор. Возможно, стоило сразу выпустить платное приложение, а затем добавлять туда бесплатные треки. Но не попробовав оба варианта, невозможно сказать какой из них будет правильным.

С помощью статистики Google Analytics мы наблюдаем за динамикой посещаемости внутри приложения. Из нее следует, что на пике рекламной кампании мы имели около 4500-5000 уникальных пользователей в сутки и в среднем около 30-40 человек пользовались приложением одновременно. На пике в вечерние часы доходило до 80 пользователей.

Что сильно расстраивает, так это оценки и отзывы. Я даже не мог предположить, что столкнусь с таким разбросом мнений. Мы получаем весь спектр от единицы с комментариями типа “Ужасно” и “Полный отстой!” до восхищенных пятерок и благодарностей. Некоторые в восторге от голоса и аранжировок, а некоторые считают их ужасными. Многие отрицательные отзывы просто не аргументированы. Некоторые ставят кол, обнаруживая, что дополнительные колыбельные нужно покупать. С каких это пор факт платности дополнительного контента является минусом приложения? Часть агрессивных и неаргументированных оценок удается убрать, обращаясь с жалобой в апп стор. В целом, ситуация с отзывами сильно расстраивает и демотивирует. При чем, я обратил внимание, что очень многие приложения в апп сторе имеют такие отзывы. Видимо, это норма поведения в апп сторе. И, что самое обидное, связаться с автором отзыва не представляется возможным. Если у кого-то есть положительный опыт борьбы с такими отзывами – напишите.

Резюме

Подводя итог, хотел бы сказать, что я получил огромное удовольствие от работы над своим собственным проектом. И даже если не удастся вернуть вложенные средства, это не повлияет на мое желание создать что-то другое. Приобретенный опыт и положительные эмоции стоят того. Хотя я надеюсь, что все же окупится 🙂

Спасибо за то, что прочитали нашу историю. Надеюсь, это поможет кому-то в работе над собственным приложением. С удовольствием отвечу на любые вопросы в комментариях.

iPhone + iPad: Freemium, [iTunes link]

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

TRAVEL