Dev Story Айболит. История о сказке и реалиях

ТЕКСТ: ГРИГОРИЙ ЧЕ Здравствуйте, я – Григорий Че, iманьяк. Я из тех, кто ежедневно читает iPhones.ru, имеет дополнительный американский аккаунт в US App Store и всегда встречает первый самолёт из Нью Йорка после премьерных продаж. Мне очень нравится стиль Apple и идеология App Store, революционно упростившая схему производства и доставки контента прямо в руки пользователя. Мечта самому приобщиться к этому движению и сделать, что то интересное для сообщества, давно овладела моими мыслями. Но одной мечты не достаточно, для производства любого продукта нужна Идея и Воля для её воплощения.

Идея пришла практически сразу, когда я установил книгу “Alice” для iPad. Возможности интерактива и живость картинки, которые реализует iPad просто восхищают. Оба мои “цветка жизни”, трёх и восьми лет, залипали часами тапая по экрану. Огромный восторг и интерес в Алисе у детей вызывала именно возможность воздействовать на картинки, влиять на происходящее на экране. И я решил сделать для них живую книгу, которую можно читать, слушать и играть одновременно. Из своего советского детства я помнил какие положительные эмоции мне доставляли различные интерпретации доктора Айболита и хотел привить это и своим детям. Вот и идея – стихотворение аж от 1922 года, “Айболит” Корнея Ивановича Чуковского.

На этом лёгкая часть задачи кончилась. Что делать и куда бежать не совсем понятно, но утро вечера мудренее и разбив задачу на этапы я начал все проблемы по мере поступления.

1. Графика – необходимо было найти художника. Тут всем в помощь база фрилансеров на одноимённом free-lance.ru . Тяжело вздохнув скажу, что найти ответственного фрилансера, отвечающего за свои слова и выполняющего всё в срок, та ещё задача. Скорее это дело удачи и опыта в аусорсинге. Но именно на этом проекте мне повезло и я удачно нашёл прекрасную украинскую студию Dereza в лице Виталия Первухина. Мне потребовалось время, что бы собрать мысли в кучу и написать внятное ТЗ… и ещё 154 письма, и 3 месяца работы как 23 станицы + обложка были у меня на руках. Художники студии большие молодцы, они сделали сочные, яркие и вкусные картинки. Персонажей много и каждый тщательно прорисован и наделён харизмой. Все иллюстрации вызывают только позитив.

2. Программирование без Mac. На тот момент я уже понимал, что двигаться дальше на аутсорсе будет вредно для моей нервной системы. И некоторое время я потратил на поиск практикующих iOS программистов, коих в моих провинциях не водилось. А может и не там искал. Но тем не менее судьба свела меня с Андреем Лысенко и Павлом Ерофеевым. Парни не имели никакого опыта в iOS программинге, но были полны энтузиазма и имели в распоряжении немного времени после основной работы. Проф испытанием для них было назначено начать работать с xcode не имея ни одного Mac компа. Но им удалось собрать хакинтош, что внушало мне надежды, и им был выдан табельный iPad. Из своего предыдущего iOS опыта я рекомендовал пользовать для создания приложения движок cocos2d. Работа закипела. Но в виду многих оффлайновых причин кипела она около полугода. Почти готовую, прототип книги мы получили намного позже чем я расчитывал, но она получилась! Страницы листались, интерактивные элементы тапались, дёргались и всячески радовали наших малолетних бетатестеров. А имея работающий прототип уже гораздо проще придумывать и внедрять в него фичи, анимацию и отлаживать функционал. Чем мы и занимались неспешно ещё несколько месяцев.

Читайте также  App Store Microsoft Photosynth: 360-градусная панорамная фотосъемка

3. Вздох печального жирафа или Озвучка. Чем не сможет похвастаться бумажная книга, так это звуковыми спецэффектами. А у нас получилось большое количество оживляемых объектов, от мартышек катапультируемых в небо, до грустных бегемотов сидящих в воде. Во всё это надо было вдохнуть жизнь, озвучить. Помог мне в этом Дмитрий Монах, давно делающий озвучку для других моих игр. Надо сказать, что звук, это не так легко как кажется. Ну нет в специализированных библиотеках звуков типа “жираф грустно вздыхает”. А они были нужны и много. Но Дима не подвёл, создал почти всё с нуля, и вскоре 85 звуковых эффектов были внедрены в книгу.

4. Хорошая мысля приходит опосля – фичеринг. Когда на руках были все необходимые компоненты книги, расписана вся анимация, программеры приступили к сборке финального билда. Это очень радостное событие, когда ты видишь как идея приобретает физическое воплощение. Это настоящая, современная магия. Программеры как шаманы танцуют с бубнами вокруг i-девайсов, пишут заклинания, из ничего рождается нечто. И конечно именно в этот момент всех прорывает фонтаном новых гениальных идей как улучшить уже имеющееся. Невероятным усилием воли решено было отобрать только наиболее интересные. Так в книге появились подсказки в виде мерцающих звёзд, к тапам добавлены жесты поглаживания и щекотания, добавились музыкальные миниигры и более удобная навигация. И уже через месяц книга была полностью готова. Я так полагал.

5. Айсберги для Титаников идей. Вы имеете на руках готовый билд приложения. Вам кажется, что основные трудности уже пройдены и ЧСВ наполняет вас до краёв. Послав приложение на модерацию в App Store я практически не волновался, т.к. тут мне казалось всё прозрачным и понятным. Довольно быстро, 7-10 дней пришёл ответ, приложение Ready for Sale. Оставалась малость, сообщить миру о существовании прекрасной книги “Айболит” для iPad. И я послал письмо Артуру Малосиеву с предложением опубликовать рецензию. А в ответ получил … Это как удар под дых. Отрезвляет и возвращает с небес на землю. Слабым местом оказался шрифт книги. Он действительно был мелковат и неудобоварим. Акцентировавшись на графике, интерактиве и прочей электронной мишуре я забыл о самой книге. О её основном предназначении – чтении. Через несколько недель шрифт был совместным усилиями специалистов из типографии подобран. Обновлённая версия приложения отправилась на модерацию и я с наполеоновским задором принялся намечать дату старта и рассылать приглашения на премьеру друзьям. Приложение было исправлено и предоставлено цензорам App Store.

Читайте также  Twitter хочет запатентовать Pull to Refresh

И тут началась мистика – 5 реджектов с мотивацией, несоблюдение пункта 3.12 “оформление support-page”. Мистика была в том, что я сделал и страницу поддержки и промо сайт starcoment.ru, но Apple продолжала реджектить приложение. За попытками выяснить в чём конкретно проблема прошёл месяц. Apple традиционно хранила драматическое молчание. И только спустя 4 недели они неожиданно пометили приложение как ready for sale. Чему я очень обрадовался, т.к. месячное молчание Apple и 5 реджектов почти лишили меня рассудка и бодрости духа.

Наконец-то приложение стартовало в App Store. Радость моя не знала границ. Окрестные бары сотрясались от моих тостов, пиво лилось рекой. Даже вышедший в высшей степени критический обзор здесь, на iPhones.ru (ссылка) не омрачил моей радости. Но было к чему прислушаться и сделать выводы. Автор обзора указал на существенные недостатки приложения:

– отсутствие озвучки текста голосом
– неудобство листания страниц, мешающее интерактиву

Подобные ошибки, очень хорошо замечаются со стороны, а разработчик с “замыленным глазом” как правило их пропускает. Я решил подождать ещё более недели, что бы собрать отзывы максимального количества пользователей и затем исправлять недочёты.

6. App Store. После старта приложение быстро забралось на 12-ю позицию в “Топ платных приложений для iPad” где провисело около недели. Так же было достигнуто на пару недель 2е место в категории “Книги”. И что особенно приятно, редакторам Apple приложение понравилось и они слегка пофичерили книгу, разместив крупную иконку “Айболита” в разделе “New”. В целом эксперимент удался и самое главное, был получен практический опыт работы с App Store и рунетовскими обзорными электронными СМИ.

7. Работа над ошибками. Собрав посредством самого App Store, промосайта и айболитовских страниц в соц.сетях отзывы пользователей я имел полную картину проблем приложения. Ничего неразрешимого в этих проблемах не было и мы принялись за работу:

– замечательный артист с приятным голосом “доброго папы” озвучил весь текст стихотворения. Для аутентичности звучания и интонаций мы использовали оригинал записи читки этого стихотворения самим автором, Корнеем И. Чуковским. Уверен, что озвучка удалась, но оценивать Вам. Также в приложении реализовано простое, “в одно касание” отключение/включение озвучки на любой странице книги.

– мы полностью переделали “листание страниц”. Это было не просто сделать не испортив визуальный ряд самой картинки. Было опробовано множество вариантов, в результате был найден идеал, полупрозрачно отрисованные стильные пиктограммы стрелок. Программисты же сделали очень красивый эффект перемещения блока пиктограмм. Некоторые тестеры книги подолгу зависали над этим эффектом, гоняя страницы взад вперёд:)

Читайте также  Galaxy SII оказался самым быстрым портативным гаджетом на рынке после iPad 2

– в самой концепции приложения мы закладывали поиск ребёнком интерактивных элементов на каждой странице. И не только элементов, но и способа воздействия на них – от тапов, до направленных поглаживаний персонажей. Для подсказок мы использовали в активных зонах “мерцающие звёздочки”. Не всем понравилось, что подсказки видны сразу и мы вняв мнению пользователей отключили их, введя пиктограмму “включение подсказок”. Вы можете в любой момент, одним тапом включить или выключить звездопад. Мелочь, а приятно.

Обновлённое приложение уже доступно в App Store, ежедневно скачивается и негативных оценок и комментариев пока не поступало. Значит всё с добрым доктором Айболитом ОК? Проверяйте. Наша команда держит руку на пульсе, ждём Ваших отзывов.

Вот такая моя DevStory… Если вы не талантливый художник, программист и специалист широкого профиля в одном флаконе, то вы всё же можете сделать что необычное, интересное и сложное, реализовать свою идею. Для этого вам нужна команда адекватных спецов и воля нести всё это на себе, тащить за собой и толкать вперёд. И всё у вас получится.

Григорий Че, Ваш i-маньяк ”
…Сочиняй мечты, Есть миллионы шансов, что скоро будет всё cбываться…” – Влади. Каста. (с)

iPad: $1.99 [iTunes link]

Готов предоставить 5 промо-кодов в обмен на ваши замечания в комментариях. Отошлите просьбу о промо-коде на [email protected] и укажите ваш ник в комментах айфонса. Отпишите с почты, на которую он зарегистрирован.

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

TRAVEL