ТЕКСТ: ГРИГОРИЙ УСКОВ. Историю моего становления как iOS разработчика, в основном на примере приложения abcNotes для Windows -> iOS -> Android -> …
Пару слов о себе. Я ярый Дельфист, из тех кто ставил и использовал еще 16 bit версию Delphi 1. Точнее был им, более трех лет назад я перешел на Mac. Windows запускаю в виртуальной машине раз в месяц (чему безумно рад). Итак, моя девстори.
Давным-давно…
Началось все далеком 2007 году еще до моего знакомства с Mac. С подачи своего друга и коллеги я занялся shareware разработкой под Windows. Несколько моих продуктов, в числе который и abcNotes для Windows продавались с переменным успехом (до $500 в месяц) – на пиво хватало, но не более того.
Самое важное, что дала мне shareware – это уверенность в своих силах. Если я оказался способен создать продукты, за которые люди готовы платить, значит я чего-то да стою. Так же я нашел свою нишу – , и выработал свой подход: красивые и узкоспециализированные продукты. Ни в коем случае не программы-комбайны.
Второе, что дала мне shareware – это, как ни странно, стартовый капитал. Успешно продав одну из новых разработок на корню я смог уволиться, купить себе Mac и iPhone и потратить несколько месяцев на изучение нового для меня мира – мира Apple.
Первый опыт разработки под iOS
Вопрос с чего же мне начать, в общем, не стоял. Я портировал приложение PerfectClock с Windows на iPhone. К тому времени (осень 2009) рынок приложений для iPhone уже сформировался. Разумеется, в App Store было очень много программ часиков. Результат закономерен, не смотря на отличный внешний вид моего приложения и богатый функционал приложение не выстрелило.
Я не расстроился, было бы глупо ожидать успех с первой попытки, и я начал писать (в основном в целях обучения) игрушки в которые я играл в детстве: tetColor, Breakthru, DiamondZone (помните filler.exe?) и великую Warlords… Тут пожалуй стоит сказать, что в результате моя версия Warlords в App Store получила статус официальной и контракт с Infinite Interactive Ltd– оригинальными авторами серии Warlords из Австралии. Но опять я отклонился.
Уровень дохода достиг $300-400 в месяц от Apple. Жить на это, как вы понимаете, нельзя. Что же делать? Я опоздал на пару лет – App Store уже ломится от приложений, конкуренция высокая. Спасителем, как всегда, оказалась Apple – на горизонте замаячил iPad и я принял, пожалуй самое важное решение в моей карьере разработчика: к выходу iPad портировать с Windows приложение abcNotes – то есть на еще несуществующий гаджет.
Успех, я в тебя верю!
Сказано – сделано. Опыт уже кое какой имелся, графика (стикеры) тоже. На этом месте я принял еще одно очень важное и верное решение. Дело в том, что я в течение уже многих лет являюсь фанатом творчества иркутского дизайнера Влада Герасимова, который создает потрясающие, на мой взгляд, обои для рабочего стола. С ним я познакомился еще во времена windows shareware на почве поддержки формата Wallpaper Clock в моих продуктах. Мы договорились, что за определенный процент в моем новом приложении для iPad будут использоваться его фоны.
Первая версия была готова к запуску iPad. Нужно отметить, что разрабатывать приложение, не имея устройства, – довольно проблематично. Симулятор симулятором, но редакторы из Apple сообщали о некорректном поведении несколько раз. Хорошие были времена… они отвечали в течение дня, при чем не просто отписывались, но и связывали с инженерами. Полагаю, это было связано с пониманием ситуации – разработчики еще не имеют доступ к гаджетам.
Результат не заставил себя ждать. Мое приложение вышло в свет первым (ну, или среди первых), имело неплохой уровень качества, выглядело отлично. Уже через пару месяцев я мог спокойно жить на доходы от продаж из App Store.
Осенью 2010 года я задумался, почему, собственно, только для iPad? Да, на iPhone экран меньше, да, не так удобно использовать, но черт возьми, разве это мои проблемы??? Да, я считаю что такие проблемы не являются моими. Выбор пользователей – купить или не купить приложение. Моя задача написать и продавать. Разумеется, я не говорю что версия для iPhone плоха. Она такая как есть, просто меня не остановило то, что она, на мой взгляд, не удобна. Это был очень важный момент. Я впервые поступился удобством пользователей в угоду своей выгоде… И я не жалею. Продажи практически удвоились.
Продвижение
Должен сказать, что до тех пор я не занимался продвижением. Пришло время задуматься. Много читал интернеты, делал все что мог – рассылал review request’ы, пробовал рекламу. Результата не было, продажи медленно-медленно росли (полагаю – эффект от увеличения клиентской базы).
С удивлением обнаружил лимит Apple на загрузку по сотовым сетям в 20 МБ. Исправил приложение – оно стало занимать 19.9, что дало еще процентов 15 прироста.
Начитавшись, как можно зарабатывать на рекламе в приложениях я выпустил функционально ограниченную версию с рекламой от Apple. Через месяц обнаружил, что iAds работают в 8 странах и добавил рекламу от Google. Получил дополнительные $300 в месяц – не принципиально.
Озаботившись переводами описания и скриншотов на десяток языков (как и самого приложения языков на 20) я поднял продажи еще выше. Настоятельно рекомендую переводить на все что можете, и главное – переводить описание и скрины. Перевод на азиатские языки позволил вывести продажи в регионе на уровень 20% – без перевода этот показатель находился на уровне 5%. Так же уверенный рост показали продажи локализованного продукта в Германии, Франции и Италии.
Многие считают, что обращать внимание на продвижение в России особого смысла нет. Хочу возразить. Нахождение на первых позициях в категории (Productivity) в России приносит порядка 300$ дохода в день. А что самое интересное – попадание туда не стоит больших денег. Пара постов на ведущих техно-порталах плюс снижение цены до одного доллара – и ключик Ваш. Жаль что эффект недолгий…
Мечта, которая не осуществилась (пока)
Я собирался поехать на WWDC’11. Отложил необходимую сумму. Заполнил анкету в посольство США на визу. Мне очень хотелось увидеть и послушать Стива Джобса (уже не помню почему, просто хотелось).
Потом случился перелом. Рост продаж прекратился – думаю, возросла конкуренция. Что же делать? На самом деле, с определенного момента начинаешь получать удовлетворение не от самих продаж как таковых, а только от роста. Продажи начинают восприниматься как что-то само собой разумеющееся. Пунктирная линия трэнда (на картинке выше) обязательно должна быть направлена вверх. Медленно, но верно.
Но имеет ли смысл ехать куда-то, когда в твоем понимании бизнес стагнирует? Я принял решение не ехать. «Увижу Джобса через год» – подумал я (как вы понимаете, не увидел). Собранные деньги я отдал одной белорусской компании, которая занимается продвижением iOS приложений. Довольно много денег.
Далее произошло то, что я осознал только какое-то время спустя. Белорусы моими же руками привели приложение, описание, скриншоты и т.д. в порядок. Т.е. они выступали в роли консультантов. Должен заметить, они были на высоте. В результате: минус поездка на WWDC, плюс процентов 30 продаж (и возвращение восходящего тренда). Я остался доволен.
Приложение становилось все популярнее, я исправил все возможные баги (крэш репортов не было вообще). Добавлял фичи (синхронизация через P2P, iCloud, eMail)… в общем, приложение сформировалось полностью и стало основным источником моего дохода.
The New iPad + Retina Display
Думаю никто не будет спорить, что у нового iPad потрясающий экран. Я даже перестал пользоваться Asus eeePad в быту. Плата за это – возросший в 4 раза объем графических ресурсов. К сожалению, так получилось, что мое приложение – Universal Application (один исполняемый файл для iPhone и iPad). Возросший размер дистрибутива (более чем в два раза – пришлось “поколдовать”, чтобы он не возрос в 5 раз) уменьшил продажи процентов на 15%. Но, к счастью, ситуация исправляется.
Спокойная фаза
Предложения о работе стали сыпаться как из рога изобилия. Но я устоял.
Я вышел в оффлайн – стал посещать собрания ADCSPb (Питерская тусовка iOS разработчиков), познакомился с единомышленниками.
Меня стали приглашать в качестве спикера на разные конференции (CodeCamp, MobileFest, та же ADCSPb).
На одной из таких встреч (на MobileFest) я познакомился с ребятами из компании i-Free. Благодаря этому знакомству abcNotes была портирована на Android. В первые же дни после публикации abcNotes попало в ТОПы в Google Play. Как это принято на Android, приложение бесплатное с возможностью разблокирования ряда функций через ин-апп (пока приложение доступно только для России и некоторых стран СНГ). Плюс, в приложении реализован виджет.
Мы «бедные-несчастные»
Хочу сказать, что я был неприятно удивлен рядом комментариев пользователей. Дело в том, что размер приложения для Android – 27 МБ (для iOS, кстати, с поддержкой The New iPad оно занимает 47 МБ). Это результат включения большого количества фонов в высоком качестве. Так вот, я просто не понимаю комментариев вроде «Вы что е****лись? 27 метров для обычных заметок» (это цитата).
Хочу открыто спросить, может кто в курсе: Вы купили автомобиль с бензобаком на два литра. Неужели это дает право заявлять: “Вы что е****лись? Длина дороги 27 км”? Купите расширитель бензобака (SD карту). Что? Не удобно пользоваться? Это вопрос к вендору Вашего авто. И к Вам, т.к. выбор авто Ваше осознанное решение. Я неверно рассуждаю?
Этот вопрос меня действительно волнует. Я участвую в другом проекте – Windy Press. Мы создаем интерактивные книжки для детей. Разработанный движок является кроссплатформенным. Сейчас мы делаем версию для Android. iPad версия занимает порядка 250 МБ. Да, 14 языков озвучки, много качественной графики. Ни одной жалобы от пользователей iPad. Но, я реально боюсь того, что со мной сделают пользователи Android… Выхода в общем то нет – размер контента (даже если его сделать подгружаемым) меньше не станет как ни крути.
Будущее
Дальнейших планов громадье. Версия для Windows Phone 7 сейчас находится в разработке – выпустим в августе. Версия для Mac, для Windows (с нуля), для WinRT, и, разумеется, облачная синхронизация для всех платформ.
Изначально я хотел затронуть и технические аспекты разработки, но, как выяснилось, они уже давно забыты.
Готов ответить на любые вопросы [email protected]
iPhone + iPad: $2.99 [iTunes link]
Android OS: Google Play
Windy Press LLC: www.windypress.com
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: