Рынок Китая, как известно, один из самых крупных и самых динамично развивающихся в мире. О его перспективах не говорит, разве что, немой, но все же не для всех крупных корпораций сотрудничество с Китаем обернулось золотой монетой.
Большая часть американских компаний всегда достаточно осторожно смотрела на Китай, опасаясь их напористости, но такая известная корпорация как Motorola вошла в Поднебесную с гордо поднятой головой, неся с собой все технологические наработки и держа широко раскрытыми карманы для ожидаемой баснословной прибыли. На какое-то время она даже стала визитной карточкой Китая, украсив своим логотипом самый высокий небоскреб Гонконга. Заигравшись в мегакорпорацию, они не заметили, как полностью переместили в Китай все свои научные исследования и рабочие места. Это стало их главной ошибкой.
В начале 90х Motorola настолько разрослась, что когда китаец просил телефон позвонить, он говорил не «дай, пожалуйста, телефон», а «дай Motorola», но, буквально через десятилетие, все изменилось.
Мы хотим стать настоящим китайским брендом, большим, нежели все местные компании вместе взятые.
Так громко и уверенно говорил тогда президент компании Лэй Бингронг (Lai Bingrong)
Китайский журнал China’s People’s Daily сообщил, что Motorola к 2001 году создала 18 НИИ. На их базе обучались практически все сегодняшние производители мобильного рынка Китая. Два месяца работали, учились и уходили в свободное плавание. Такова была стратегия китайских властей – создать стойкую конкуренцию компании, пришедшей из-за океана, и вытеснить ее со своего рынка.
Для сравнения: в 2000 году Motorola занимала 50% мобильного рынка Поднебесной, в 2006 – 20% и в 2010 только 2%.
Motorola никогда не вернется на бывшие позиции. Мир уже изменился
– Дэнис Роберсон (Dennis Roberson) бывший глава отдела исследований компании Motorola
Пока Motorola сетовала на упущенную выгоду и обман со стороны китайских партнеров, Стив Джобс триумфально представил мировому рынку iPhone. Среди китайских потребителей спрос разросся мгновенно и China Mobile– крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире с 589 миллионами клиентов – изъявил желание стать распространителем iPhone в Китае.
Журнал «Forbes» даже назвал эти переговоры «эпической борьбой за контроль», поскольку China Mobile требовал себе преференций, уступок от Apple и контроль над App Store. Стив отказался, заключил сделку с меньшим провайдером China Unicom и не прогадал [pitts].
Первый Apple Store открылся в Китае уже в 2008 году, второй – в 2010.
Али Фархуманд (Ali Farhoomand), директор Asia Case Research Center и Гонконговской Высшей Школы Бизнеса, сказал по этому поводу вот что:
Ни для кого не секрет, что в Китае нет уважения к интеллектуальной собственности, отсюда много подделок и репликаций. Скопировать Apple на 100% невозможно, поскольку это не просто девайсы, а целая субкультура, с поддержкой приложений и услуг. Это недоступно никому. Даже в Китае.
Apple, в лице Стива Джобса, учится на чужих ошибках, и опыт Motorola переняла на 100%, взяв в качестве консультанта по рынку Китая бывшего сотрудника увядшей компании Дэниса Роберсона.
Будем следить за ходом событий и не станем забывать о том, что надпись на задней крышечке всех гаджетов Apple “Assembled in China” означает только то, что к его созданию приложили руки китайские трудяги, а придумали и разработали идею все-таки купертиновцы.
Источник: